Эпикуреизм – одна из философских школ античности. Философсские школы Древней Греции пополнились новым учением в IV веке до н. э., ярким представителем и создателем которого является Эпикур. В своих философских учениях Эпикур, как и его последователи после него, пропагандировали жизнь в наслаждении, без тревог и боли, страх перед смертью и богами – говорили они – должен исчезнуть. Наслаждение жизнью – высшее благо.
Философсские школы Древней Греции пополнились еще одним учением в IV веке до н. э. Эпикур организовал свою школу, когда ему было 32 года. У христианских авторов и философов эпикурейцы и их учение в общем превратилось в учение абсолютно безбожное и призывающее к духовной смерти, и эту смерть пропагандирующее.
Античный эпикуреизм
Первоначально была основана философская школа в Колофоне, в 310 году. Затем была перенесена в Афины в 306 году и получила название «Сад» согласно месту своего расположения. Эпикур выкупил сад и завещал его школе. История эпикурейской школы делится на несколько этапов:
- Древний Сад
- Средний Сад
- Поздний Сад
Древний Сад (или ранний) — конец VI — начало III веков до н. э. имеет отношение к деятельности самого Эпикура. Представители эпикуреизма и его ученики: Метродора из Лампсака, Полнена, Гермарха, Леонтея, Идоменея, Колота и др.
Средний Сад — II — середина I в. до н. э. относится к деятельности Филонида, Аполлодора Афинского, Зенои из Силона, Деметрия из Лаконии, Диогена из Тарса.
Римский эпикуреизм
Поздний Сад — это и есть римский эпикуреизм. Этот этап, к сожалению, связан с вульгаризацией эпикуреизма, что повлекло за собой даже гонения. Представители римской школы Алкей и Филиск были изгнаны за проповедь о распущенности в 155 до н. э. Последователь римской школы Гай Амафиний примитивизировал пикурейскую этику, написав трактат на латинском языке, в котором свел ее к удовлетворению потребностей плоти.
Четыре основных учения философии эпикуреизма
Тетрафармакон: (четыре основных учения философии эпикуреизма или эпикуреизм кратко) (Дословно с греч : «четверолекарствие»)
- Не бойся богов
- Не беспокойся о смерти
- Благо легко достижимо
- Зло легко преодолимо
Атомистическая философия
Эпикур в своем учении о природе утверждал, что вселенная бесконечна и беспредельна, так же, говорил о существовании множества иных миров. Эпикурейцы переняли учение об атомах с философии Демокрита, дополнив его концепцией о свободном отклонении атомов. Не смотря на присущий этой школе статус материалистов, эпикурейцы верили в богов, которые обитают в пространстве между мирами — метакосмии.
Говоря об этической составляющей учения эпикурейцев, необходимо подчеркнуть следующий фактор: в философии Эпикура существовал некий идеал мудреца, достигшего высшего блага, то есть, состояния невозмутимости и безмятежности, которое эпикурейцы называли «атараксия». Можно заметить, что этот идеал данного состояния как две капли воды схож с этикой буддистов, только имеет некоторые незначительные расхождения в методике достижения данного состояния. Учитывая то, что буддизм возник в VI веке до нашей эры, вполне логично полагать, что эта концепция могла быть перенята у буддистов, либо самими буддистами у эпикурейцев.
Смерть представлялась эпикурейцам, как распад на атомы. Эпикур так же учил полагаться в своих действиях и брать за побуждающие к чему бы то ни было факторы свои желания. То есть делать свои естественные желания основой обыденной жизни.
В рамках обыденной жизни эпикуреизм воспринимается как гедонизм, а цель жизни эпикурейца — получение чувственных удовольствий и наслаждений. Еще при своей жизни Эпикур застал начало вульгаризации своего учения. Многие философы, (даже Л.А. Сенека) в разные времена пытались заступиться за этику эллинистической философии эпикуреизма, но в общественном сознании прочно укрепился образ эпикуреизма, как культуры наслаждений.