Пифагор Самосский — философ, ученый, мистик

Пифагор Самосский
Пифагор Самосский

Древнегреческий философ Пифагор —  ученый, математик, мистик (570 – 490 до н.э.) Учения Пифагора были взяты за основу в создании философского течения — пифагореизма. В основном, в изучении жизнедеятельности Пифагора исследователи задействуют труды неоплатоника Ямвлиха, а так же Порфирия, Аристоксена. Ему приписывается введение понятий и слов философия и философ.

«Величайший эллинский мудрец» — так называл его Геродот, а в легендах представляли его, как совершенного ученого, которому были известны все тайны эллинов и варваров. К сожалению, знаменитый мыслитель не оставил ни каких трудов, а все, что известно о нем и его учении было написано его последователями и учениками.

Пифагор Самосский, биография

Родился Пифагор в семье камнереза Мнесарха и Партениды на острове Самос. В годы пелопонесской войны дед Мнесарха бежал на Самос и в скорее получил там гражданство (так же исследователям известна точка зрения Порфирия на происхождение Пифагора, утверждающая о том, что его отец, Мнесарх был аристократом и богатым купцом). Партенида являлась дочерью представителя высокого рода Анкея, основавшего греческую колонию на Самосе (Партенида позже была переименована мужем в Пифаиду).

Рождение Пифагора в Дельфах предсказала жрица-прорицательница Пифия (от греч. – змея «Pithon»). Она также сообщила о том, что будущий ребенок принесет всему человечеству огромную пользу, с которой мало что может сравниться. После рождения сына, отец будущего гения — Мнесарх назвал мальчика Пифагор (что дословно означает: «тот, о ком объявила Пифия»), а жену переименовал в Пифаиду.

Жизненный путь Пифагора

Пифагор уже с ранних лет был невероятно одаренным в постижении наук мальчиком. Он много путешествовал и учился. Философ был лично знаком практически со всеми его современниками-философами, самыми известными в то время. Во многих, иногда, даже в научных трудах, нередко путают Пифагора-философа с его тезкой  — Пифагором, сыном Кратета с острова Самос, присуждая первому победу на Олимпийских играх в боксе. Еще будучи совсем юным молодым человеком (в возрасте 18-ти лет) Пифагор ушел из дома и пошел смотреть мир. Необходимо заметить, что Пифагор был не только медиком, философом и блестящим математиком, но и мистиком. Философ обладал большими знаниями в области мистики. Побывав в Египте, обучаясь у местных жрецов и мудрецов в течение 22 лет, он впитал в себя знания недоступные для иных жителей Египта. Еще 12 лет Пифагор обучался в Вавилоне у магов, позже вернулся на Самос, где был удостоен чести и признания статуса мудреца от соотечественников.

Пифагор за время своих путешествий проповедовал и поучал здоровой морали и нравственности «невежественный люд». Он собрал своих последователей и создал некий религиозный орден, главой которого сам и стал. Его единомышленники практически обожествляли своего учителя. В числе его последователей были и представители политических и государственных структур, занимающие высокие должности и желающие вывести учения Пифагора на законодательный, государственный уровень, что сильно не приняла иная сторона, определенный круг лиц, противников Пифагора. Из-за этой навязчивой инициативности последователей философа начались междоусобицы, позже переросшие в полномасштабную гражданскую войну на Кротоне и Таренте. В связи с этим философ был вынужден покинуть Кротон и окончил свои дни в греческой колонии  — Метапонте.

Античная философия Пифагора

Пифагор во многих произведениях «любителей» слывет чуть ли не божеством, которому приписано наличие золотого бедра и многочисленные победы на олимпийских играх. Пифагор по сути своей весьма тайная личность, т.к. о нем мало что известно. Исследователи классифицируют все философские идеи Пифагора, которые он проповедовал в течение всей своей жизни следующим образом:

  1. Научный подход
  2. Мистико-религиозный культ.

О первой части известно подлинно немного, в виду того, что масса различного рода учений пифагорейцев затмила собой оригинальные учения самого философа, и зачастую то, о чем учили пифагорейцы приписывают и Пифагору, хотя, примерно понимая и учитывая конверсию относительности полноты и качественности знания и процент совпадения учений Пифагора и его последователей, уже сложно что-либо утверждать.

Аристотель считал Пифагора создателем полурелигиозного культа. Платон же глубоко уважал и почитал Пифагора.Основа всей научной части философии Пифагора — это учение о числах. Все состоит из чисел. С помощью числа можно просчитать точное время восхода Солнца, Затмения и движение Планет. Из чисел состоит даже природа. Пифагор объяснял с этой точки зрения даже природные явления, музыку, движение тел в пространстве и тд. Пифагор так же проповедовал аскетичный образ жизни и ограничивал себя в еде. Чем занимались и его последователи.

Пифагор мистик

Далее, относительно мистико-религиозной составляющей учения философа, необходимо заметить, что присутствует концепция переселения душ и их круговорота. Душа вечна. Бренные души спускаются с небес и вселяются в иные объекты (животные или люди) и пребывают там до тех пор, пока не очистятся в достаточной степени, что бы переселиться обратно на небеса.

Определяющую роль в жизнедеятельности Пифагора и его учениях играло некое тайное общество (необходимо дополнить, что это общество очень сильно влияло и на политику), в котором центральное место занимало как раз тайное учение о переселении и круговороте душ.

В сборниках изречений Пифагора содержится множество ритуалов, тексты о жертвоприношении, поведении последователей, морали и тд.

Следующий уровень философских теорий, включающий в себя философию чисел и концептуальное их объяснение, последовательность философских закономерностей, должен быть доступен только тем (избранным), кто осознал и научился соблюдать все «каноны» и требования предыдущих учений. Таким образом, Пифагор создал целый религиозный культ, покрытый тайнами. Относительно этого культа и самого тайного общества есть множество мнений и различных гипотез…

Научная же составляющая философских учений Пифагора далее была объяснена уже пифагорейцами, но не взята за основу и постепенно утратила свое значение. А мистико-религиозный элемент получил свое дальнейшее развитие в рамках течения неопифагореизма.

Сам Пифагор не писал больших трудов. Из его произведений выделяют только его изречения, философские и так же религиозно-мистические учения записанные его последователями.

Золотые стихи Пифагора

Так называемые «Золотые стихи» Пифагора — это компиляция его изречений (изначально известная, как «Священное слово»), возникшая в III веке до н.э. Впервые были процитированы Хрисиппом. Ниже приведен конечный фрагмент «Золотых стихов»:

Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Вам будет интересно: