Киренаики. Сократические школы

Киренская школа или киренаики – одна из античных философских школ, вышедших из философии Сократа, также, как и школы киников, мегариков и Элидо-Эретрийская школа. Основателем этой школы принято считать Аристиппа — ученика Сократа.

Аристипп
Аристипп

Представители школы киренаиков

Школа киренаиков названа в честь Кирены — величайшего города античности, откуда родом был Аристиппа. Однако, изучал философию он в Афинах. Аристипп не являлся последовательным учеником философии Сократа, так как ценил наслаждения больше всякой добродетели. Так же к представителям школы киренаиков относятся: Арета Киренская, Эфиоп из Птолемаиды, Аристипп Младший, Эпитимид, Феодор, Перебат, Гегесий.
Главным отличием Аристиппа от остальных последователей Сократа было то, что он брал со своих учеников плату, также длительно проживал у богачей, находясь у них на содержании. Очень долго он находился при дворе сиракузского тирана Дионисия I.

Представители школы зачастую отличались взглядами, диаметрально противоположными взглядам, которые были приняты в то время в Греции. Феодор считал, что смерть не страшна, а жертвовать жизнью во имя отечества — безумство. Он написал книгу «О богах», за которую был прозван «безбожником». Гегесий вообще учил, что мудрец ничего не должен делать ради других, т.к. они того не стоят, также проповедовал в своей книге «О самоубистве» воздержание от пищи, приводящее к смерти. За свои взгляды получил прозвище «Учитель смерти». Анникерид не был столь радикален и считал, что мудрец должен жить в согласии с обществом и получать по возможности, больше удовольствий, нежели огорчений.

Киренаики, философия



Целью киренаиков и их учения в полной мере являлся гедонизм. То есть последование своим жаждам, прихотям и желаниям. Гедонизм – высшее благо. Добродетелью считалась власть над своими желаниями и умение контролировать и направлять их в нужное русло. Удовольствиями считались в оновном чевственно-телесные наслаждения, но были представители школы (Анникерид), которые считали удовольствиями дружеское расположение, также чувства благодарности и гордости за отечество. Противопоставлением наслаждению киренаики считали боль. Из наслаждения и боли складывается дуалистическая концепция состояния души. Счастьем считалась цепь определенных, индивидуальных наслаждений. В поздний период своего существования киренаики со скептицизмом относились к возможности познания природы и чего бы то ни было в природе во всей полноте пропагандируя агностицизм и являясь приверженцами воинствующего релятивизма, (релятивизм – теория относительности), киренаики принципиально не изучали природу и ее явления.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс