Платон – основатель философского направления идеализма, древнегреческий философ. Родился в 428, а умер в 348 году до нашей эры. Платон — учитель Аристотеля и ученик Сократа. Настоящее имя Платона — Аристокл — было дано ему при рождении. Есть версия, что Платоном философа прозвали его соратники, включая Сократа за высокий рост и необычайно крепкое телосложение. (plato – с древнегреческого переводится как «широта», также Платон – производное от наименования известного дерева «платан», знаменитое своими мощными и высокими стволами.) Необходимо дополнить, что Платон был первым философом, чьи произведения дожили до наших времен почти в полном составе. Также Платон является основателем учебного заведения, которое назвал «Академией».
Наследие Платона
Основные работы Платона — это так называемый «Платоновский корпус» — совокупность произведений, которые связаны с именем философа и основной частью которых являются его знаменитые «Диалоги». Есть мнение, что «Диалоги» Платона – не вымышленные, с реальными героями, а реальные с реальными героями, то есть быль. То, что действительно было. Платон записывал многие беседы Сократа с софистами и иными философами, политиками и т.д. Основной тематикой бесед зачастую были этические, социальные, государственные, психологические и иные, но все они с точностью и с поразительной красноречивостью и гениальностью доводов Сократа пронизаны тончайшей нитью философских категорий того времени.
Самые известные Диалоги Платона:
- «Федр»
- «Федон»
- «Пир»
- « Государство»
- «Тимей»
- «Протагор»
- «Апология Сократа»
- «Законы»
- «Критий»
- «Критон»
- «Менон»
- «Менексен»
- «Кратил»
- «Горгий»
- «Гиппий Больший»
- «Гиппий Меньший»
- «Теэтет»
- «Парменид»
- «Софист»
- «Политик»
и так далее.
Теория идей Платона
С уверенностью можно сказать о том, что и онтологическая составляющая философии Платона, как и вся его философия в целом пронизана понятиями «Идеи». Учение Платона о мире идей, подразумевает, что есть «мир вещей» и «мир идей», «Мир вещей» — отражение «Мира идей». Идея первична, вещь вторична. Идейный мир идеален. Так же в данной концепции присутствуют три рода сущего:
- род вечных идей,
- род изменяющихся вещей
- пространственный род, вбирающий в себя вещи.
Относительно идеи блага: Платон утверждал, что идея блага не должна иметь конкретики относительно какой либо вещи, или личности, она должна быть абстрактной, отвлеченной. Иначе идея блага с точки зрения предвзятости, являющаяся благом для тебя, не будет являться таковой для другого человека. Платон отождествляет идею блага с Солнцем, утверждая, что Солнце – причина нашего зрения. И причина явления предметов и вещей пред нами. Данный конструкт переносится и на сферу познания: т. е. идея блага – причина нашего познания, идея блага дает нам возможность видеть те или иные вещи и познавать их.
Дуализм Платона
Философские воззрения Платона предполагали дуалистическое начало души и тела. Платон весьма двояко дает определение понятия души и тела. Тело смертно, говорит Платон, — душа же бессмертна. Тело – клетка для души. Душа может быть порицаема нечестием, неверием и злом, но не никогда не может быть умерщвлена.
Три части души:
- Разумное начало — эта часть души полностью ориентирована на рациональные предпосылки, анализ всего происходящего и сознательную деятельность.
- Яростное начало – эта часть души стремится преодолевать трудности, так же направлена на соблюдение порядка.
- Страстное начало – эта часть души содержит в себе целый конгломерат страстей.