Мегарская школа — это одна из сократических школ, к которым относятся также философские школы киренаиков, киников и Элидо-Эретрийская школа. Основателем данного философского течения принято считать Евклида из Мегары. (IV – III вв. до н. э.) К школе принадлежали: Евбулид из Милета, Ихтий, Стилпон из Мегары, Трасимах и Диодор Крон.
Мегарики
Учеников Евклида часто именовали эристиками — спорщиками, позже мегариками (οί μεγαρικοί), еще позже диалектиками. В с связи с тем, что школа философии мегариков вышла из учений Сократа и получила название сократической, необходимо полагать, что и значимую основу учений и методов Сократа мегарики взяли себе на вооружение. Эта основа состояла в этической и метафизической составляющей. Также нельзя не упомянуть того факта, что мегарская школа получила огромное влияние софистов и элеатов, что серьезно отразилось на их концепциях. Необходимо подчеркнуть, что сначала мегарики строили свои парадигмы вокруг сократовской этики и концепции единства бытия элеатов немногим позже начали использовать и логику, используя методику Сократа вопросов и ответов и теорию о парадоксах Зенона Элейского.
Учение мегарской школы
К одному из подобных парадоксов относится следующий тезис одного из представителей мегарской школы: «истинно или ложно высказывание «Я лгу»?». Также широко известны апории Евбулида «Сорит», или «Куча» (с какого момента появится куча, если прибавлять по одному зерну? Возникает ли куча в результате прибавления одного зерна?) и «Лысый» (с какого момента человек становится лысым, если волосы с головы выпадают по одному?)
Стилпон утверждал, что если кто-то говорит «человек» не называя конкретно ни одного человека, то, следовательно, говорит «никто», отвергая таким образом все общие понятия. Филон, ученик Стилпона и другие представители школы проводили исследования разных формы логической импликации. Диодор Крон отрицал движение, утверждая, что ничего не движется, но оказывается продвинувшимся, также отождествлял возможное и действительное.
Наибольшую значимость в общем учении мегарской школы имеют два направления:
- Мегарики и Аристотель. Аристотель критикует мегариков за неструктурные учения о возможности.
- Мегарики и стоики. Нельзя оспаривать и проникновение идей стоицизма в основы учения мегариков и влияние мегарской школы, а точнее пропозициональной логики на становление различного рода учения стоиков.
Стоики и представители течения диалектиков, вышедшие из поздних мегариков, создали иную, ярко отличающуюся от Аристотелевской логику.
В подобной логике за основную единицу могли быть приняты уже не предикаты, а целые высказывания. Мегарская школа оказала большое влияние на развитие логики.