Гераклит Эфесский – древнегреческий философ (544-483гг до н. э.) родом из города Эфес. Гераклит является основателем диалектики. И именно за свои концепции, неясный, с первого взгляда, слог, сложный язык, Гераклит получил прозвище «Темный». Так же был известен, как «Плачущий философ» в противовес Демокриту, которого величали — «Смеющийся философ». Гераклит родился в аристократической семье, т.е происходил из знатного рода. Не смотря на это, от наследства философ отказался, отдав все своему брату. Из написанных произведений исследователи выделяют лишь одно: «О природе».
Ближе к концу жизни Гераклит удалился в горы и жил там, питаясь лишь растениями и «быльем». Так же известно, что Гераклит не являлся ничьим учеником, и сам никого не обучал философии и диалектике. Однако, стоит подчеркнуть, что после его смерти, его учения получили огромную популярность. Необходимо заметить, что и по сей день, нынешние научные деятели и философы исследуют закономерности изучаемые Гераклитом. И ставят Гераклита в общий ряд с классиками античной философской мысли.
С произведением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель. Сам же Гераклит обладал знаниями о представителях Милетской школы и их учениях, и так же изучал философию Пифагора и Ксенофана.
Относительно его смерти (как и относительно полноты знаний о его жизни) ходят различные слухи. И точно, как и когда умер Гераклит никому не известно. Предположиельно он был погребен согласно зороастрийскому обычаю (по одной из версий — обмазанный навозом).
Философия Гераклита Эфесского
Относительно философии Гераклита, со свидетельств более поздних классиков, начиная с Аристотеля, известно несколько основополагающих положений его философского учения:
- Началом всего сущего и прародителем всей материи является огонь
- Так же Гераклит выделял некие «периоды мирового пожара», согласно
которым мировой Космос сгорает, чтобы потом восстать (подобно
Фениксу) - Наиболее известные тезисы Гераклита: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды»
- Постулат тождественности противоположностей
- Нарушение закона противоречия (эта доктрина является скорее следствием положений: 3 и 4, нежели самостоятельным элементом)
Гераклит идентифицирует себя самого, как человека обладающего некой истиной, истинным и индивидуальным знанием, секретным, если можно так сказать. Истинное знание – некий закон обустройства мира и его структуры и, что самое интересное, — место человека и этом мире. Необходимо сказать, что абсолютным и основным критерием этой истины является логос. Чтобы стала абсолютно ясна роль закономерности и логоса Гераклита – просто необходимо понять то, что это истинное знание (закономерность) строит мировой порядок вещей, а логос тут выступает неким регулятивом и двигателем т.е. элементом без которого вообще невозможно возникновение и дальнейшее обустройство или существование чего бы то ни было.
Если чуть глубже познакомиться с учением Гераклита, то можно понять, что на протяжении всей своей философии, мыслитель придает категории логоса некую божественную сущность. То есть, логос – не просто мировой закон, регулятив, а некий фаталистический, судьбоносный конструкт. Можно бы было с уверенностью сказать, что логос – это и есть судьба, но… нет! Он выполняет и множество иных, выходящих за пределы понятия судьбы функций.
Логос представлялся Гераклитом, как некий элемент актуальных вещей, непосредственно соотнесенный с основным бытийным и необходимым компонентом гераклитовской философии, который является первоначалом – огнем.
Так же немалое значение в философской систематике Гераклита играют противоположности. Существует взаимосвязь между Богом в гераклитовском учении и парами противоположностей. Гераклитовский бог в сущности не отличен от логоса, но играет собирательную роль в его философии и вместе с тем, разграничивая противоположности и соединяя все их элементы между собой, тем самым являет в себе общую связную структуру под названием «единство». У Гераклита, в отличии от Ксенофана, бог имманентен вещам и вбирает в себя суммарность всех противоположных пар. Бога Гераклит не идентифицировал как некий культ с его систематикой обрядов и жертвоприношений.
Кратко о единстве:
Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и
зависит от сбалансированных взаимодействий между
противоположностями (фр. 54, 123, 51 DK).
Критика Милетской школы Гераклитом Эфесским. Учение о первоначалах
Философская теория об огне, как о первоначале трактуется сегодняшними исследователями, как критика школы милетцев — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, которые брали за первовещество одну из субстанций (вода, воздух и тд), полагали, что первовещество, ранее созданное, либо возникшее само по себе, способно превратиться после во что угодно. То есть, иными словами: Фалес брал за первоначало воду, основываясь на том, что из воды состоит человек, ни одно живое существо не может жить без воды и т.д.
В противовес тому, Гераклит взял огонь. И хотя на самом деле истинную причину того, почему Гераклит взял именно огонь, сейчас никто не скажет, но догадки исследователей сводятся к тому, что огонь был взят именно в качестве альтернативного первоначала. Далее, интересно, что огонь сам по себе, как таковой не играет значимой роли в целостной концепции Гераклита, а существует лишь как символика.
Многие последователи и противники Гераклита удивлялись, почему именно огонь, ведь первоэлемент должен иметь хоть какую то стабильность! Например, вода или воздух — ведь без воды мы не можем мыслить жизнь, а без воздуха и подавно. Без огня же мы можем жить. Плюс к тому, вода течет, она изменчива, но спокойна и стабильна (такую характеристику дает ей Фалес и последователи). Воздух — тоже сильная субстанция для возможного использования в теории первоначала. Но огонь… — ему невозможно было придать характеристику стабильности!
Вода – лишь одна из форм огня
Гераклит Эфесский считал, что раньше огнем было все. Сама Планета раньше была раскаленной массой, но остыла. Огонь переходит в воздух – воздух в воду – вода в землю.