Улица Рыцарей в Родосе

Потрясающее впечатление на любого путешественника производят старые улицы Родоса. В одноименной столице острова Родос улицы старого города интересны каждая по-своему, но есть улица, которая обязательна для посещения — на ней расположены самые интересные достопримечательности. Улица Рыцарей (Οδός των Ιπποτών [оðо́с тон ипото́н]) расположена в Коллакио старого города Родоса и является самой сохранившейся средневековой улицей не только на острове, но и в Европе.

Улица Рыцарей в старом городе Родоса
Улица Рыцарей в старом городе Родоса

Название улицы говорит само за себя — это центральная улица рыцарского квартала, которая соединяет сейчас два главных музея острова: Дворец Великих Магистров и Археологический музей. Раньше это была центральная улица, которая шла от административного центра города — Дворца Великих Магистров — к духовному его центру — Крепостному Собору. Попасть на нее можно с двух входов Родосской крепости — через ворота Амбуаз или через ворота Святого Антония.

Улица появилась во времена правления рыцарей иоаннитов. Ее длина составляет двести метров, а ширина — шесть метров, что довольно необычно для того времени. Улица Рыцарей (Иппотон) вымощена морской галькой и ограничена средневековыми зданиями из каменных блоков, которые в большинстве своем являются памятниками истории и архитектуры. Это и резиденции разных «языков» (представителей стран или национальностей), входящих в Орден Святого Иоанна, и католический храм, часовня, госпиталь и даже арсенал. Некоторые фасады украшают геральдические мраморные щиты в виде гербов, по которым раньше можно было определить принадлежность здания.



В период османской власти на острове улица подверглась некоторым изменениям. Здания были обустроены под казармы и на фасадах появились традиционные для турецкой архитектуры пристройки — балконы «сахнисья». Многие здания были повреждены взрывом, который произошел на пороховом складе, другие обветшали.

Когда остров перешел под власть итальянцев (начало XX века), началась реставрация многих важных исторических объектов, в том числе расположенных и на улице Иппотон. Были приведены в порядок Дворец Великих Магистров и резиденции «языков» или «наций». Турецкие постройки и балкончики снесли, в связи с тем, что они  не соответствовали историческому облику улицы.

Можно начинать движение с Площади Кеовулу (Πλατεία Κεοβουλου [платы́а кэовулу]), которая еще называется Дворцовой площадью и находится в самом начале улицы Иппотон, с противоположной стороны от моря. Дальше исторические объекты будут встречаться в последовательности приведенной ниже.

Улица Рыцарей Родоса на карте города
Улица Рыцарей Родоса на карте города

Родос, старый город, достопримечательности Улицы Рыцарей



Лоджия Святого Иоанна

Ложа или лоджия Святого Иоанна (Λότζια Αγίου Ιωάννου [ло́тзьа аɣи́у йоа́ну] расположилась с левой стороны Площади Кеовулу и является входом в сам Дворец Великих Магистров. Выполнена в виде арочного портика со сводчатыми потолками. Так же как и Дворец была разрушена взрывом боеприпасов в 1856 году. Отстроена заново итальянцами в тридцатых годах XX века.

Дворец Великого Магистра

Улица Рыцарей Иппотон начинается с самой интересной и потрясающей достопримечательности —
Дворца Великого Магистра (Παλάτι του Μεγάλου Μαγίστρου [пала́ты ту мэɣа́лу маɣи́стру]) — на карте обозначен под номером 1. Дворец часто называют замком, и не без оснований — это мощное укрепление, способное стать последней цитаделью на пути врага, прорвавшего оборону Родосской крепости.

Оригинальное здание Дворца, к сожалению, было разрушено в результате взрыва пороха в турецком арсенале, в период оккупации острова османами. Его заново восстановили итальянцы в начале XX века по приказу Бенито Муссолини, который предполагал в нем сделать свою резиденцию. Правда, Муссолини так и не привелось побывать здесь.

Сейчас в здании Дворца разместился музей, в котором представлены экспонаты, относящиеся к различным периодам в жизни острова. Пожалуй самыми интересными можно назвать залы, которые оформлены в средневековом рыцарском стиле.

Руины храма Святого Иоанна

Храм Святого Иоанна (Ναός του Αγίου Ιωάννη [нао́с ту аɣи́у йоа́ни]) являлся главным христианским собором рыцарей одноименного ордена. На карте под номером 20. Это была каменная базилика в византийском стиле. Ее постигла та же судьба, что и многие строение на улице Иппотон — была полностью разрушена из-за взрыва в период турецкой оккупации. В отличие от Дворца Великих Магистров ее не стали восстанавливать на этом же месте, а решили оставить руины, как напоминание о взрыве. Копию храма итальянцы отстроили на новом месте — на набережной порта Мандраки. Новый Собор был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

Резиденция Прованс



Орден Святого Иоанна со временем стал влиятельной международной организацией. В него входило восемь наций, которые еще называли «языками». У каждого «языка» был представитель — бальи, который считался его главой. Каждая нация имела свою резиденцию, которые размещались в старом городе Коллакио.

Здание Резиденции Прованс (Кαταλυμα Προβηγκιασ [каталима провингьас]) расположено с левой стороны улицы Иппотон, если стоять лицом к морю, недалеко от Дворца Великих Магистров. Оно обозначено на карте под номером 2. Резиденция Прованс имела особый статус среди других наций, т.к. основатель Ордена — Пьер-Жерар де Мартик был ее членом. Особое положение языка Прованс отразилось и на размещении его резиденции — она самая ближняя ко Дворцу. Глава языка Прованс был Первым заместителем Великого Магистра и Великим Командором Ордена.

Резиденция сохранилась лишь частично — фасад и комнаты на первом этаже. Она была разрушена из-за землетрясения в 1481 году. Восстановление длилось целых восемнадцать лет и завершилось под руководством Ф.Флота. В честь окончания работ на фасаде появилось изображение четырех гербов, расположенных в виде креста над главным входом:

  • Герб Короля Франции
  • Герб Ордена Святого Иоанна
  • Герб Великого Магистра Фабрицио дель Каретто
  • Герб Тулузского Приора Франсуа де Флота

Двухэтажное здание представительства нации Прованс имеет главный вход в виде арки с массивными дверями и украшено рельефными бортиками по фасаду, отделяющими визуально первый этаж от второго. Оно соединяется каменным сводчатым переходом с представительствами Арагона и Кастилии, находящимися на другой стороне улицы Рыцарей.

Во времена османской оккупации в Резиденции языка Прованс турки устроили баню.

Часовня языка Франции

Небольшое прямоугольное двухэтажное каменное здание, стоящее особняком имеет два арочных входа, закрытых решетчатыми воротами и маленькую дверь в небольшой пристройке сбоку. Между двумя окнами второго этажа в крестообразном углублении расположена мраморная плита с четырьмя гербами. Один из них — это герб Великого Магистра Раймона Беранже. Указанные годы 1365-1374 оповещают, что здание было построено в период его правления.

Часовня языка Франции была построена в то же время, что и Резиденция Франции и являлась местом, где жили священники. Сейчас в здании часовни находится Институт французского языка.

Резиденция Испании

Здание Резиденции Испании (Κατάλυμα Ισπανίας [ката́лима испани́ас]) находится практически напротив Резиденции Прованс и соединяется с ним переходом в виде арки. На карте обозначено под номером 19. В переходе есть окно. Язык Испании со временем разделился на языки Арагона и Кастилии. Здание из камня, имеет два этажа и арочный вход. Верхние части оконных проемов тоже выполнены в виде арки. Внешне Резиденция Испании ничем не примечательна.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы (Ναός της Αγίας Τριάδας [нао́с тыс аɣи́ас трьа́ðас]) — это следующее здание, которое находится с той же стороны улицы, что и Резиденция языка Прованс. На карте оно обозначено под номером 4. Здание церкви невысокое и выглядит очень просто и строго. Каменная кладка потемнела от времени. Украшением церкви является белоснежное изваяние Девы Марии, которая держит на руках младенца Иисуса. Скульптура расположена в углу, в нише, образованной выступающей частью фасада, на высоте человеческого роста. На стене изображены три герба на одной мраморной плите. Над арочным входом еще одна мраморная плита. Над зданием храма с определенного ракурса можно увидеть часть купола.

Храм был построен рыцарями языка Англии в 1365/74 годах, но затем по неизвестной причине был передан языку Франции в конце XV века. В период турецкой оккупации Храм Святой Троицы был переделан в мечеть, посвященную Хану Заде.

Дом принца Джема

Дом принца Джема (Οικία Πρενς Τζεμ [ики́а прэнс тзэм]) знаменит тем, что в конце XV века там прятался от турецкого султана Баязида II старший его брат Джем. На карте он под номером 70. Султан небезосновательно предполагал, что Джем может претендовать на престол. Принц получил убежище благодаря Великому Магистру Пьеру д’Обюссону.

Расположен Дом принца Джема прямо у Резиденции Франции. Вход в его покои находится в небольшой нише. Это тоже двухэтажное здание с арочным входом и решетчатыми металлическими воротами. На самом верху фасада над главным входом — герб.

Резиденция Франции

Здание Резиденции Франции (Κατάλυμα Γαλλίας [ката́лима ɣали́ас]) расположено по левой стороне улицы, если стоять лицом к морю, недалеко от Церкви Святой Троицы. На карте под номером 6. Это двухэтажное здание, выложенное из прямоугольных каменных блоков. Причем цвет блоков первого этажа заметно отличается по оттенку от блоков второго этажа. Его особенность — обилие декоративных элементов. Французы добавили изящества даже в суровый средневековый стиль здания. Рельефные карнизы, узоры вокруг окон, зубчатые парапеты и даже полукруглые башенки. Самыми интересными фрагментами можно назвать декоративных крокодильчиков, которыми оформлен водосток. Арочные проемы входов закрыты металлическими решетчатыми воротами. Главный вход оформлен аркой, выше и уже остальных. Над массивной дверью — герб. Прямоугольные окна второго этажа защищены кованными решетками. Над зданием развевается флаг Франции.

На фасаде несколько щитов с различными гербами и датами:

  • Герб Короля Франции
  • Герб Великого Магистра Пьера д’Обюссона
  • Герб Великого Магистра Филиппа де Вилье де л’Иль-Адама

Резиденция Италии

Резиденция Италии (Κατάλυμα Ιταλίας [ката́лима итали́ас]) находится недалеко от Резиденции Франции, и является последним зданием на улице Иппотон с левой стороны, если идти от Дворца Великих Магистров. На карте под номером 7. Это двухэтажное простое каменное здание, которое смотрится по-средневековому аскетично. На фасаде можно увидеть герб магистра Дель Каретта из мрамора. Дверные проемы выполненные в виде арок закрываются металлическими решетчатыми дверями. На фасаде резиденции по бокам и над главным входом прикреплены на кронштейнах средневековые кованные светильники. Слева от ворот, за большой арочной дверью расположен склад. На втором этаже прямоугольные окна.

На сегодняшний день в здании Резиденции Италии размещается Министерство культуры Греции.

Особняк Вилларагут

Это здание расположено перед Археологическим музеем на той же стороне улицы. Его можно найти на карте под номером 18. Здание Вилларагут (Κτίριο Villaragut [кты́рьо Villaragut]) имеет два этажа и два фасада, т.к.  оно расположено на пересечении улиц. Здание было построено в XV веке, вместе с бывшим рыцарским госпиталем. Свое название особняк получил, благодаря Диомидису Вилларагуту, который, предположительно, являлся главой языка Кастилии. В период османской осады и землетрясения в конце XV века здание получило сильные повреждения. Турки использовали его в качестве резиденции, а последним хозяином стал Юсуф Бей. Итальянцы во время управления островом по-возможности восстановили средневековый особняк.

Археологический музей Родоса

Еще одно потрясающее средневековое здание на улице Иппотон находится в самом ее конце (если двигаться от Дворца Великих Магистров) напротив Резиденции Италии — это Археологический музей (Αρχαιολογικό Μουσείο [архэолойико́ муси́о]). На карте под номером 17. Это довольно внушительное двухэтажное строение, с гербом на фасаде над входом, узорчатыми окнами, арочными входами и внутренним двориком. Музей обосновался в помещении старого средневекового госпиталя XV века.

В распоряжении музея такие потрясающие экспонаты, как:

  • Статуя Афродиты Морской (IV век до н.э.)
  • Статуя Афродиты Родосской (I век до н.э.)
  • Мраморная голова бога солнца Гелиоса (II век до н.э.)
  • Статуя мифического бога Зевса (II век до н.э.)

Вход в музей платный и составляет 6 евро, но для некоторых категорий граждан есть льготы.

Крепостной Собор Богородицы

Логическим окончанием средневековой улицы Иппотон является средневековый крепостной храм Богородицы или Рыцарский собор (Παναγία του Κάστρου [панаɣи́а ту ка́стру]). На карте под номером 16. Это старейший храм на острове Родос, его строительство датируется XI веком нашей эры. Храм был построен византийцами в крестово-купольном архитектурном стиле. Затем во времена рыцарей (1309-1522 гг. н.э.) из него сделали католический собор, посвященный Деве Марии. Здание перестроили в трехнефную базилику с готическими крестами в центральном нефе. Во времена османской империи (1522-1912 гг. н.э.) турки превратили его в мечеть, как и многие христианские храмы. До недавнего времени здание церкви являлось музеем, а сейчас археологической службой проводятся работы по его сохранению.

Улица Рыцарей на карте Родоса

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс