Неоплатонизм – одно из ранних направлений философии идеализма, (III- VI век до нашей эры) руководствующееся теориями и концепциями выдающегося философа и мыслителя, представителя античной классической философии Платона. Несмотря на то, что философское учение неоплатонизма возникло на основе учения Платона, неоплатоники систематизировали и структурировали концепции самого Платона, введя в качественную философию платоновского идеализма учения Аристотеля, некоторые части из Восточной философии, и даже замечено присутствие раннехристианских доктрин. Это говорит о присутствии пересекающихся сторон с учением раннехристианских мыслителей в общей картине неоплатонизма. Основателем неоплатонизма принято считать Аммония Саакаса, а к представителям неоплатонизма можно отнести Плотина и Порфирия.
Парадигма неоплатонизма
Парадигма учения неоплатонизма состоит из:
- Диалектики платоновской триады Единое-Ум-Душа
- Перехода от высшего, единого и всеобщего к разобщенной материи
- Мистически-интуитивного познания высшего
- Освобождения души человека от материйной обремененности
Периоды и школы неоплатанизма
Всю философию неоплатонизма можно разделить на три периода:
Научный период
Имеет большую значимость в формировании всего неоплатонизма. Для этого периода характерно спекулятивно-теоретический фактор учения и реструктуризация тройственности в учении Платона.
Римская школа
Римская школа (II-III века) представители: Амелий, Амоний, Саакас, Плотин, Порфирий.
Школа была основана Аммонием Саакасом, не оставившим письменного изложения своего учения. Плотин — ученик Саакаса продолжает деятельностьв Риме с 244 года и систематизирует учение неоплатонизма. Дальнейшим развитием учения занимается Порфирий — ученик Плотина
Богословский период
В богословском периоде неоплатоники пытаются создать симбиоз из учений древних культов и растрактовать феномен политеизма. Одной из главных задач неоплатонизма в этом периоде является возможность соотношения и взаимодействия религиозной мистики политеизма относительно основных концепций неоплатонизма. Так же своей задачей неоплатонизм считает мантику, теургию, практическую мистику и магию.
Сирийская школа неоплатонизма
Сирийская школа неоплатонизма (сирийский неоплатонизм) была образована в III веке в Аламее и позднее перенесена в Дафну. Самые известные представители сирийской школы: Дексипп, Сопатр, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия. Кроме научной работы придавали большое значение теургии (религиозной практике) и толкованию священных текстов. Из двенадцати диалогов Платона они составили канон, кроме которого изучали тексты Пифагора и Аристотеля.
Пергамская школа неоплатонизма
Пергамская школа неоплатонизма стала продолжательницей идей сирийской школы. Ее основателем считается Ямвлиха Эдессий. Акценты в учении ставились на изучение религиозных и мистических текстов Платона. В школе, во избежание поощрения честолюбивых наклонностей были полностью запрещены диспуты на философские темы. Известные представители школы: преемник Эдесия Хрисанфий, а также Евсевий Миндский, Евстафий Каппадокийский, Евфразий, Максим Эфесский, Приск, Саллюстий и император Юлиан Отступник.
Схоластический период
Этот период характеризуется попыткой систематизировать, реставрировать и убрать все лишнее из учения неоплатонизма опираясь на учения всей древней философии. (Афинская школа, Александрийская школа.)
Афинская школа
Афинская школа была основана Плутархом Афинским. Известные преставители: Гиерокл Александрийский, Дамаский, Домнин, Исидор Александрийский, Марин Неаполитанский, Плутарх Афинский, Прискиан Лидийский, Прокл Диадох, Симпликий, Сириан Александрийский.
Александрийская школа
Александрийская школа основана предположительно Гермием Александрийским. Известные представители: Аммоний Гермий, Асклепий Тралльский, Гелиодор Александрийский, Гермий Александрийский, Гипатия, Давид Анахт, Иоанн Филопон, Немезий, Олимпиодор Младший, Синезий Киренский, Стефан Византийский, Эдесия, Асклепиодот Александрийский.
Средневековая философия и теология обязана своим развитием воздействию философской школы Древней Греции — неоплатонизма. Плотин был прилечен Евсевием Кессарийским для решения догматических вопросов в восточной патристике. Характер богословия Афанасия Александрийского и участников «каппадокийского кружка» — Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, по большей части обязан переработке идей неоплатонизма. Преподавание неоплатонизма было возобновлено в XII веке Михаилом Пселлом в Константинополе.