Кафедральный Собор Хании

Кафедральный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы является не только важнейшим памятником истории и архитектуры Крита, как и другие храмы в Хании, но и напоминанием о подвиге строителей-бессребреников, которые в сложное время османской оккупации имели силы и мужество для его возведения. Расположен он в самом сердце Старого города Хании на улице Халидон, на площади Митрополеос (площадь Афинагора), рядом с венецианской гаванью и имеет еще одно название — Тримартия.

Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы в Ханье
Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы в Ханье

В архитектурном плане собор — это трехнефная базилика в стиле неоклассицизма с примыкающей высокой колокольней. Храмы Крита часто используют в основании форму креста. Фасад оформлен псевдо-колоннами, арочными проемами и карнизами. Внутреннее убранство храма состоит в том числе из икон, кисти известных греческих иконописцев в стиле эпохи Возрождения. На примыкающей к храму площади стоит памятник Патриарху вселенскому Афинагору.

На месте, где находится сейчас Кафедральный собор, еще в XI веке был небольшой храм, посвященный празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он, к сожалению, был разрушен венецианцами, как и многие другие православные храмы на Крите в то время. На его месте был построен большой склад для нужд монастыря францисканцев, который существует и сейчас, только располагается на другой стороне улицы.

Когда Крит перешел во власть турок в 1695 году, склад был перестроен в цех по производству мыла. Местная легенда гласит, что одному из работников мыловарни было видение Богородицы, которая указала место, где находится ее икона и попросила забрать ее и сохранить, что и было сделано. Спустя некоторое время сын Мустафы Паши упал в колодец за храмом. Турок взмолился и попросил Богородицу спасти ребенка, обещая вернуть храм православным. Мальчик чудом уцелел.

В 1850 году здание было передано православной общине города премьер-министром Турции тех лет Мустафой Паша, который даже выделил средства на его реставрацию. Христиане стали перестраивать его в храм. Работы велись по ночам, без света  и строительных лесов и из дешевых подручных материалов. Православные строители-энтузиасты не получали зарплату за свою работу. В алтарной части стены храма видно, как кладка сделана буквально из маленьких камней. Строительство продвигалось очень тяжело еще и потому, что несколько раз местные турки разбирали то, что уже было построено. Живущие по соседству османы не хотели, чтобы появился рядом с ними православный храм, который еще вдобавок будет выше их богатых, но невысоких строений. Они доходили до самого султана с настойчивыми просьбами помешать строительству, но безуспешно. Согласно императорскому указу от 18 февраля 1856 года, который был принят под давлением «Великих держав» турки должны были уважительно относиться к православной вере.

Храм был завершен и освящен в 1861 году епископом Кидонийским Каллиником и с тех пор уже принимает прихожан непрерывно. Одной из самых почитаемых святынь Крита является чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы — это единственное свидетельство о разрушенном первоначальном маленьком храме, которое уцелело. Она находится в помещении правого нефа Кафедрального собора. Икона глубоко почитается верующими Хании. В куполе храме помещено изображение Богородицы «Ширшая небес» (икона последних лет жизни известного греческого иконописца Никоса Яннакакиса.

Храм в народе еще известен, как Тримартия (в переводе с греческого Трех свидетельств) —  такое название получено из-за его трех приделов, которые посвящены:

  • Центральный — празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Правый — трем великим иерархам, святителям и учителям Церкви, которые считаются покровителями греческого образования
  • Левый — в честь святого Николая Чудотворца — он как бы восполняет утраченную церковь святого Николая в Спланзии, которую турки переделали в мечеть.

После восстановления епископии, в храм была перенесена кафедра епископа и он получил статус Кафедрального собора.

Двор храма изначально принадлежал турку Ага Тсуруни, который пытался всячески помешать церковным службам, в том числе строительством стены с лицевой стороны храма. Церковный комитет решил выкупить двор, но турок долго не соглашался. Продажа все-таки состоялась после 3 октября 1878 года. Изначально выкупила двор Пенелопа Халдуваки за 4000 золотых лир и передала его общине в пользование. Во дворе были построены епископия и школы, но были сожжены во время турецкой резни 23 — 24 января в 1879 году. Затем земля эта, которая так и называлась «Двор Тсуруни» была выкуплена российским императором Николаем II и уже подарена православной общине города.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Вам будет интересно: