Храм Богородица Замка. Родос

В Старом городе одноименной столицы острова Родос огромное количество византийских средневековых храмов. Многие из них удивительным образом сохранились, несмотря на сложные времена и неоднократную смену власти на острове. Без сомнения, одним из старейших и интереснейших является Храм Богородица Замка (Ιερός Ναός Παναγίας του Κάστρου [йэро́с нао́с панаɣи́ас ту ка́стру]). Можно встретить еще названия «Церковь Богородица Крепости», «Храм Богоматери Крепости», иногда — «Собор…» или просто «Панагия ту Кастру». Здание храма расположено на Музейной площади, к которой ведет знаменитая средневековая Улица Рыцарей, начинающаяся от Дворца Великих Магистров — центра административной части (Коллакио) средневекового Старого города.

Храм Панагия ту Кастру (Богородица Крепости)
Храм Панагия ту Кастру (Богородица Крепости)

Собор Богородица Крепости совершенно не напоминает церковь — отсутствуют любые видимые традиционные элементы оформления христианских храмов. Это каменное трехэтажное строение, к которому плотно примыкают другие средневековые постройки. На фасаде осталась огромная декоративная рамка, в которой, очевидно, раньше было рельефное изображение, возможно мраморное. В арочном проеме — совершенно простая, ничем не примечательная черная дверь из двух створок.

История Церкви Богородица Замка

Основная часть здания, предположительно, была построена в XI веке и освящена в честь Богородицы. Это был храм крестового типа с куполом, который служил Кафедральным Собором и был центром православия на острове. После завоевания острова рыцарями Ордена Святого Иоанна византийский храм был превращен в католический собор латинян, также посвященный Деве Марии, получив новое имя — Sancta Maria Castelli Rodi (Санкта Мария Кастелли Роди). Преобразование православного храма в католический связано с доминирующей ролью западной христианской идеологии, которую несли рыцари Иоанниты.

Византийский храм был реконструирован в первой половине XIV века и принял форму трехуровневой базилики с возвышенным центральным нефом и трехсторонним алтарем, расположенным под навесом с готическими крестами. Реконструкция собора потребовалась после землетрясения 1303 года, в связи с опасностью обрушения центральной части с куполом. Часть старой архитектуры видна до начала арок, которые иногда принимают на себя нагрузку купола.

Согласно источникам, архиепископство Родоса в этот период времени находилось в глубокой бедности и не могло выделить средства на реконструкцию храма. Было принято решение обратиться с прошением к Папе Иоанну XXII. Судя по всему помощь была предоставлена, т.к. его герб изображен в верхней части алтаря рядом с гербом Великого Магистра Helion de Villeneuve (1319-1346). Исследования памятника в сочетании с письменными источниками позволяют датировать первую реставрацию 1319 — 1334 гг.

Следующий ремонт здания храма был проведен во второй половине XV века. Причиной, по которой пришлось снова реставрировать собор, вероятно, являлась осада 1480 года, в результате которой строение получило серьезные повреждения. Подтверждением этого предположения является герб Великого Магистра Пьера д’Абюссона (1476-1503) в остеклении, установленный, судя по всему, в память о его вкладе в ремонт, который сопровождает ранее установленные два герба Великих Магистров —  Антони де Флювиана (1421-1437) и Жана Бонпарта де Ласика (1437-1454).

В период османской оккупации католический храм Девы Марии был преобразован в мечеть Энтерум, которая существовала до Второй мировой войны. В связи с этим были добавлены конструкции, традиционные для мусульманских мечетей — это минарет, пристроенный к южной стороне здания, и фонтан для омовений 1881 года, который расположен на соседней площади. В период итальянской власти на острове, во время проведения реставрационных работ, минарет был удален.

Внутри памятника сохранились небольшие фрагменты росписи стен, среди которых лики Девы Марии и двух святых в северо-западной части храма, датированные XIV веком, а также фигура Святой Люсии в южной стене, авторства западноевропейского мастера второй половины XIV века.

Интерес также представляет прямоугольная ниша на фасаде собора, которая вероятно служила рамкой для изображения. Данных о фресках не сохранилось, предполагается, что это был сюжет с Богородицей в окружении святых и рыцарей. Внутри собора в северо-восточной его части есть источник, который использовался с XI века и, очевидно, считался святым.

Сейчас здание, бывшее православным и католическим храмом, а также мечетью, является памятником истории и архитектуры и находится под контролем Инспекции древностей Додеканеса. В его помещении время от времени проводятся выставки и различные мероприятия, а также работает Византийский музей Родоса, который бывает закрыт, во время реставрации его реликвий.

Как найти Церковь Богородица крепости

Историческое здание храма расположено между двумя входами в Родосскую крепость: Воротами Свободы и Морскими воротами. Также можно найти его войдя в Старый город через ворота Д’Амбуас, и пройдя по Улице Рыцарей мимо Дворца Великих Магистров до конца.

Контактный телефон Византийского музея: 22413- 65 200

Билеты для входа можно приобрести в здании Археологического музея.

Храм Богородица Крепости на карте

Фото Храма Панагиа ту Кастру

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Вам будет интересно: